Приморское время
21:13
Пятница, 17 Мая
Курсы валют
сегоднязавтра
98.83 98.90
91.26 90.92
Константин Шестаков

Основная задача мастер-плана Владивостока — сформировать мечту

18:0929.12.2022 16+ 50660 18+

Мэр Владивостока Константин Шестаков в интервью ИА PrimaMedia подвел итоги уходящего года и рассказал о планах развития города в будущем. По словам главы приморской столицы, в расчет принимаются желания горожан и предложения предыдущих мэров.

— Константин Владимирович, на каком этапе сейчас находится работа над мастер-планом Владивостока? Вам лично нравится, что получается? И что стало с наследием предыдущих мастер-планов разных мэров Владивостока?

— У нас была поставлена задача, чтобы все материалы, которые разрабатывались ранее, были учтены. И вы знаете, на мой взгляд, получилось достаточно гармонично их вписать в итоговый документ, который сейчас проходит очередную стадию становления мастер-плана. Понимаем, что сейчас еще мастер-план не сформирован. Эта работа должна завершиться только в конце марта будущего года. Но теперь мы понимаем, что уже сформировали и основу для реализации мастер-плана, и основные мечты через опросы жителей города Владивостока. Мечты "упакованы" в конкретные проекты, ради которых мы хотели бы прийти, в том числе и к правительству РФ с предложением реализовать их на территории нашего города. Например, это и рекреационная инфраструктура, и набережные вдоль Амурского залива. Мы уже начали эту работу.

На мой взгляд, получается очень неплохо. Но хотелось бы полноценного итогового фактического объекта, по которому можно было бы сказать о том, что прогулочная набережная городская или полноценная тропа здоровья во Владивостоке существует. Мы реализовали несколько участков: это Вторая Речка, Татарская. Сейчас начали работу по первому этапу парка культуры и отдыха имени Лазо. Вот сейчас завершаются работы по части набережной Спортивной гавани, она обретает свои черты. В целом запрос на возврат моря в город он очень большой.

Конечно, хочется пройти полностью вдоль Амурского залива. Но мы понимаем объективно, есть участки, которые в ближайшее время вовлечены быть не могут. Например, примыкающие к нефтебазе — это некая объективная данность. Или тот же перерабатывающий завод в районе Второй Речки — вряд ли он в моменте куда-то исчезнет. Но, тем не менее, у нас уже формируется образ той набережной, которая способна изменить облик города, в том числе морской фасад.

Другая важная часть мастер-плана — городская электричка, или если кому-то проще, легкое метро. Но я хотел бы называть это теми словами, которые фактически описывают смысл проекта, который мы хотели реализовать. Конечно, во Владивостоке необходим вид транспорта, который гарантированно привезет из точки "А" в точку "Б" вне зависимости от ситуации с дорожным трафиком, чрезвычайными ситуациями погодного характера, за фиксированное время, гарантировано, по доступной цене. Это было бы очень комфортно.

— Как это можно реализовать?

— Можно реализовать, в том числе на существующей инфраструктуре. Конечно, необходима, в том числе и реновация, и дублирующие мощности для грузового направления. Но мы понимаем, что если говорить об общественном транспорте, это один из самых важных и значимых проектов, который бы позволил в таком массовом объеме решить связанные с транспортной доступностью вопросы. Но это не единственное направление, если говорить об электротранспорте. К кримеру, губернатор Приморья Олег Николаевич Кожемяко, когда ездил в Республику Беларусь, по нашей просьбе поднимал вопрос о заключении лизингового соглашения с белорусскими заводами по приобретению троллейбусов с автономным ходом на конкурсной основе.

— С автономным ходом это как?

— Фактически это некий симбиоз электробуса с троллейбусом в нашем традиционном о нем представлении. Когда он подходит к участку, где контактной сети не предусмотрено или в данный момент нет, он отсоединяется от контактной сети и далее какое-то количество десятков километров передвигается уже на автономном ходу, потом подключается обратно к сети. 

Расскажу на конкретном примере, как бы мы хотели это реализовать, и насколько это может быть правильно и востребовано. Сейчас троллейбус у нас движется в основном по улице Русская. Два маршрута двигаются с автовокзала, один заходит на кольцо перед тысячекоечной больницей, а второй доходит до кольца Варяга. Приобретая троллейбус с автономным ходом, мы могли бы вовлечь Снеговую Падь. Нам бы хотелось задействовать и этот район, так как это было бы очень комфортно для сообщения с "городской электричкой". С Адмирала Горшкова, Анны Щетининой можно было бы собрать пассажиров и по Русской довезти до станции Вторая Речка, чтобы они проехали, либо, в сторону аэропорта, если это комфортно или, наоборот, в сторону центра города.

— Какие еще есть идеи и проекты, затрагивающие электрички и развитие другого общественного транспорта в городе?

— Мы уже достаточно давно мечтаем о новой станции для электрички, условно, "Казанский храм". Не знаю, как она будет называться в конечном итоге, но точка звязана именно с Казанским храмом или с Казанским мостом. Рядом — Владивостокский морской торговый порт, у которого есть достаточно амбициозные цели и задачи по развитию своей инфраструктуры. Действительно, Владивосток как порт востребован сейчас как никогда, поэтому есть инвестиционные планы развития у каждого из портов, которые находятся в бухте Золотой Рог. ВМТП в том числе.

Реализация этих планов приведет к трудоустройству еще порядка 800 человек. Этим людям, чтобы добраться туда, нужно будет либо взять свои личные автомобили, что хотелось бы, наверное, в меньшей степени, либо воспользоваться существующим общественным транспортом, либо проехать на электричке, вплоть до КПП порта. Это было бы очень комфортно, и подобные проекты есть.

Мы будем продолжать работу по развитию общественного транспорта. Но вот такие значимые проекты должны случиться. Электротранспорт должен развиваться как и трамвай, которые учтен в мастер-плане, в том числе, конечно, он должен быть современным. И сам путь, и контактная сеть, и подвижной состав должны обновиться. Да, он сейчас продолжает работать на "морально-волевых", тем не менее, он точно должен остаться. Уже на протяжении многих лет трамвай — одна из визитных карточек нашего города. Он не должен исчезнуть с его лица. Идет обновление и автобусов — только за этот год появилось 66 новых единиц. Мы заключили трехгодичный контракт и буквально пару недель тому назад приняли первые автобусы 2022 года выпуска из Китая: хорошие, очень качественные и современные. Но системообразующим проектом в области общественного транспорта станет все же городская электричка.

— А как показали себя электробусы московские?

— Они продолжают ездить по Светланской. Ни подъемов, ни спусков. Конечно, хотелось бы, чтобы подобной инфраструктуры было больше, но, тем не менее, сейчас мы понимаем, что они работают на том маршруте, который комфортен, его и подбирали, исходя из особенностей эксплуатации подобного вида техники.

— Какие еще проекты можно озвучить из мастер-плана Владивостока?

— Есть еще несколько направлений в мастер-план, но раскрывать все еще не могу — это большой объем информации. Так, хотелось бы реализовать проект по формированию большого городского парка или особо охраняемой территории на полуострове Муравьева-Амурского. Речь идет о территории, которая вплотную примыкает к Ботаническому саду — в продолжение планов развития рекреационной или туристской инфраструктуры самого Ботсада. Мы понимаем, что он только должен прирастать территорией. Это не аналог Покровского парка, это совершенно другая инфраструктура, там нет необходимости формировать какие-то условно асфальтированные дорожки или проводить свет по территории всего парка. Должна быть адекватная парковка, площадки для складирования бытовых отходов (большие урны или контейнеры), туалеты, пункты, куда можно обратиться за помощью чрезвычайных служб, если вдруг что-то случилось. Могут быть и дорожки без твердого покрытия, в формате, например, национального парка муниципального масштаба. Я убежден, что эта территория должна навсегда остаться легкими города Владивостока. И, на мой взгляд, такой шаг поставит точку или восклицательный знак в реализации такого проекта.

Основная задача мастер-плана — сформировать мечту и дать возможность жителям города Владивостока реализовать и упорядочить их запросы, оформить те векторы, которые важны для жителей.

— Хочется напомнить о проектах двух предыдущих мэров. Один из них — МУП "Альбатрос", строительство канатной кресельной дороги с улицы Суханова на Чуркин. Будет ли он реализован?

— Если к реализации подобного проекта выйдет инвестор с внебюджетным финансированием, безусловно, это можно обсудить. Но если мы говорим о каких-то системных вещах, не столько с развлекательной целью, а воспринимая эту канатную дорогу как общественный транспорт, то ее ценность теряется. С одной стороны, у нас достаточно сильные ветра, с другой, есть уже реализованная мечта — мост через бухту Золотой Рог. Поэтому сам смысл проекта теряется.

— В годы саммита АТЭС во Владивостоке был определенный импульс развития морских перевозок. Сейчас что происходит в этом направлении? 

— Межмуниципальных? 

— Да.

— Поручения о реализации подобного проекта давал Олег Николаевич Кожемяко, в том числе и на подведении итогов года. Профильному министерству была поставлена задача построить и в дальнейшем поставить на маршрут соответствующее судно. Я уверен, что оно будет пользоваться спросом. Но нюанс в том, что при движении по территории порта существует ограничение по скорости движения. Поэтому речи о более быстрой доставке и о неком скоростном варианте воплощения проектов нет. При наличии дороги, которая скоро будет связывать Владивосток и Находку, и той скорости, которую можно будет развивать по этой дороге, временные затраты на участок будет примерно эквивалентен времени в пути, которое мы затратим на передвижение по морю. Но как рекреационный проект — вполне возможен. Если мы говорим об общественном транспорте, давайте посмотрим, как это будет реализовано с точки зрения использования межмуниципальных автобусов. Может быть, это будет комфортнее? Если мы говорим о туристской составляющей, то давайте посчитаем, сколько это будет стоить. Мы понимаем, что туризм это все-таки отрасль экономики, дотационной она должна быть в меньшей степени. Это должен быть окупаемый проект и тогда только вперед. Я уже не говорю о межмуниципальных перевозках, в большей степени — о каких-то экскурсионных продуктах.

— Раз уже остановились на транспорте, не могу не спросить, насколько успешным видится эксперимент с платными парковками?

— Мне кажется, говорить об этом совсем рано. Мы буквально несколько недель тому назад запустились, общими усилиями правительства края, Цифрового Приморья, администрации Владивостока. Убежден, что этот проект должен развиваться, как и выделенная полоса для общественного транспорта — они идут рука об руку друг с другом. Это целый комплекс проектов — умные светофоры, больше участков с выделенной полосой под общественный транспорт, платные парковки — это все должно в итоге, по примеру других регионов, обеспечить более комфортное передвижение по центру города.

— Недавно во Владивостоке выпало много снега, засыпало и парковки. Есть компания, которая ими занимается. Кто чистить их должен?

— Если мы говорим о плоскостных парковках, которые расположены на Светланской, 22 и на площадке перед краевым домом физкультуры — ну, конечно же, они. Если мы говорим об уличной дорожной сети — это муниципальная задача, никто ее не отменял. Будет странно, если мы будем, проходя грейдером, вырезать участки. Компания помогала городу именно на тех участках, где сформированы закрытые площадки.

— Вопрос от читателей: парковку возле правительства Приморского края отдали в общее пользование. А вот парковка возле мэрии почему-то только для сотрудников. Почему?

— Хороший вопрос. Это парковка будет реализована ровно таким же способом, как организована при правительстве Приморского края. Но нюанс в том, что мы сейчас находимся в судах, так как эта площадка находится в пользовании предпринимателя, который заключил инвестиционное соглашение с администрацией Владивостока. Это было несколько лет тому назад. Поэтому пока мы не расторгнем этот договор, мы не можем передать эту площадку в общее пользование, даже если примем такое решение. Безусловно, должно быть все одинаково, изначально это была моя принципиальная позиция.

— А сейчас там только сотрудники мэрии пользуются?

— В большей степени, да, сотрудники администрации.

— Про транспортные развязки улицы Русской и Баляева еще интересно было бы услышать.

— Интересно — рассказываю. Какие проекты мы ведем прямо сейчас, с точки зрения проектирования и разработки документации по планировке территории, что мы планируем сделать? Мы разработали проект организации дорожного движения, который позволит более комфортно выезжать на Второй Речке. Это совершенствования развязки в будущем году под так называемым Горбатым мостом, или мостом, который находится на пересечении проспекта 100-летия Владивостока и улицы Русская. Это первое. 

Второе — это выезд с Лесного квартала. Мы завершаем разработку проекта по планировке территории для того, чтобы с улицы Лесная или с улицы Русская в районе дома 57 можно было бы выехать в сторону Давыдова или Зари. Соответственно, проект документации по планировке территории размещения линейного объекта у нас будет подготовлен и утвержден, потом нам нужно будет разработать сам проект, а дальше уже просто финансирование. Это жизненно необходимо для Владивостока, там действительно сложная ситуация.

Третье — предприниматели в дар нам предоставят план, документацию по планировке территории и проект по строительству четырехполосной дороги от кольца Багратиона до пересечения с улицей Выселковая. Там такое складывается ощущение, что она была реализована неким хозспособом, без соблюдения необходимых норм. Мы запроектируем полноценную дорогу с тротуаром для того, чтобы можно было реализовать подобный проект.

Кроме того, я дал поручение управлению дорог рассмотреть вопрос расширения примыкания к объездной. Как вы знаете, в начале движения по улице Адмирала Горшкова идет четыре полосы, две в одну сторону, две в другую. Когда мы подъезжаем к примыканию, к объездной у нас с вами остается по одной полосе. Одна полоса на въезд и одна полоса на выезд. И когда происходит авария, например, по направлению к Де-Фризу, то у нас "хвост" выходит так далеко, что он не дает возможности повернуть, в том числе и в сторону центра. Нам нужно две полноценные полосы для того, чтобы в случае аварии в одну или в другую сторону можно было все равно воспользоваться выездом в другую. То есть сейчас там по одной полосе. Наша задача сделать как минимум на выезд со Снеговой Пади

Четвертое — мы приняли документы по перекрестку, расположенному на выезде со Снеговой Пади — Выселковая — Днепровская. Это такой неправильный перекресток в районе недостроенного физкультурно-оздоровительного комплекса.

Также будем продолжать разрабатывать документацию по Рудневскому мосту, потому что предложения от разработчика подразумевали полный демонтаж на время строительства существующего моста. Но мы понимаем, что это приведет к серьезным последствиям для дорожного трафика Владивостока. Поэтому настоятельно рекомендовали подрядчику внести соответствующие коррективы, развести эти два проекта территориально и дать возможность все-таки использовать существующий мост до завершения строительства дублирующего моста. Все-таки это должно быть два параллельных сооружения. С судьбой существующего разберемся чуть позже — будет ли необходимость или возможность его капитального ремонта или реконструкции, или будет необходим его демонтаж уже после строительства.

Еще один проект, связанный с альтернативным проездом с Русской на проспект 100-летия. Зрительно возвращаясь на перекресток Русская — проспект 100-летия, проезжаем к автовокзалу, сложная точка — Шуйского и Волжская. Если представляете, от автовокзала, вдоль железнодорожных путей, доехали до конца по Русской, поворачиваем в конце уже перед станцией автовокзала, продолжаем двигаться вдоль железнодорожного полотна для того, чтобы выехать направо к ДОСААФ, но наоборот, поворачиваем с вами, когда доезжаем до Второй Речки налево, доезжаем до моста. Вот этот мост находится в неудовлетворительном техническом состоянии. И в дальнейшем эта дорога Шуйского — Волжская должна выйти на проспект 100-летия.

— Что уже профинансировано и должно реализоваться до конца строительного сезона будущего года?

— Полноценное примыкание на улице Русская, полностью улица Шуйского, Волжская, полностью мост, выезд на проспект 100-летия и формирование разгонной полосы при выезде на проспект 100-летия. Дальше мы разрабатываем проект планировки территории развязки на Фирсова. Следующий этап — это проектная документация. По большому счету, много таких проектов, которые мы сейчас ведем.

В будущем году должны зайти на внутриквартальные дороги Патрокла. В этом году не зашли, потому что сетевики и компании, которые работают с тепловыми сетями в начале 2023 приступят к прокладке магистральных сетей по этой территории.

— Может быть, это тоже должно быть в мастер-плане?

— Все должно быть отражено в мастер-плане. Но если вы имеете в виду сроки, то там немного по-другому работает. Давайте, например, вспомним ситуацию, с которой мы столкнулись в декабре прошлого года: у нас случилась серьезная авария на сетях на набережной Спортивной гавани, как раз там недалеко от тигрят, которых мы скоро вернем на место. В таком оперативном ключе мы были вынуждены обратиться к ДГК, чтобы перекладка этой магистральной сети легла в инвестиционную программу на конкретный год. Мы не могли себе позволить оставить эту магистральную сеть в том техническом состоянии, в котором она была. Подобные аварии нам бы уже не простили в текущем году. Вот это было оперативные решения, которые требуют внимания и наверняка должно быть отражено в мастер-плане. Но если бы не случилась аварии, сроки реализации, конечно, были бы гораздо позже.

— А есть план, в котором согласуют свои действия разные сетевые и ресурсоснабжающие организации? Вот условно Снеговая Падь не так давно построена, и уже опять там что-то надо делать. Почему нет какого-то общего планирования в развитии, когда не надо потом переделывать, доделывать. Это же должно быть в мастер-плане? 

— Мы говорим о принципиально разных документах. Мастер-план — это верхнеуровневый документ планов развития города, формирование новых территорий под стройку. А вы говорите, я так предполагаю, о более детальной точечной работе, которая бы говорила, например где сети будут перекладываться. Это не совсем про мастер-план.

Расскажу на примере. Если мы говорим о появлении нового микрорайона, например, Уссурийский, я понимаю, что это полностью совпадает с духом мастер-плана, это комплексная застройка. А когда мы говорим о Снеговой Пади, как правило, говорим либо о дальнейшем развитии, например, его северной части, либо мы говорим о ремонте уже технически неисправных сетей — это не предмет рассмотрения мастер-плана. 

— Другой пример: "Каштановый двор", "Девелопмент-Юг" строит на Змеинке большой жилищный комплекс. А дороги там по факту нет.

— Вот эта часть точно должна быть в мастер-плане. Более того она там отражена. Сейчас разрабатывается проект планировки и проектная документация в дальнейшем на создание дороги от Зеленого острова через так называемую "раздевалку" в сторону Змеинки.

— Текущий год порадовал нас открытием Нагорного парка. А вот 2023 год, чем порадует горожан? Какие новые общественные пространства появятся?

— Если мы говорим о Нагорном парке, я думаю, здесь лучше будет вопрос задать Дмитрию Алексееву. Все знают о том, что у него есть планы по созданию общественного пространства на берегу бухты Соболь в районе микрорайона Патрокл и, наверное, уже третьей очереди Нагорного парка. Это очень большой и значимый проект для города. Поэтому всеми силами возможными будем поддерживать его в этой инициативе. 

Администрация в следующем году будет продолжать работать с пляжным территориями. Кроме того, есть национальный проект "Формирование комфортной городской среды", где обедителями рейтингового голосования стали три проекта. Первый — это Орлиная сопка. Второй — озеро в районе Сафонова, 14. Третий — парк в районе Снеговой Пади. Все эти три проекта будут строить в 2023 году.

Скорее всего, в полном объеме мы сможем завершить работы за один год на озере в районе Сафонова, его возможно завершить за один год. А вот работы по Снеговой Пади, а уж тем более по сопке Орлиной — это все-таки очень большая территория, оно будет по времени растянуто. Будут сформированы территории, которыми можно будет пользоваться в конце будущего года, но, тем не менее, этот проекты на несколько лет.

Малых проектов будет тоже достаточно. Продолжим работу в парке имени Сергея Лазо. В этом году работу начали, в будущем году продолжим. Точно продолжим работать с пляжными территориями, набережной, в том числе. Ну и продолжим развивать инфраструктуру острова Русский. Есть предприниматели, которые обратили внимание, в том числе на пляжные территории и готовы вкладывать серьезные средства в формирование подобной современной инфраструктуры. Продолжится работа на пляже на Канале, смею надеяться, а также на пляже в Малом Аяксе и по велосипедным дорожкам на Ахлестышева — это все планы будущего года.

— Если вернуться к вопросу изношенных сетей — тепловых, водоснабжения. Я знаю большие средства, вкладывались также к саммиту АТЭС, но почему-то изнашиваются они быстрее, чем строятся. Какая ситуация сейчас в городе? Улучшается ситуация или нет?

— В прошлом году мы общими усилиями вложили 140 миллионов в ремонт и реновацию сетей. В 2022 году — более 740 миллионов. На будущий год у нас запланировано ремонт 20 километров сетей на 1 млрд 800 млн рублей, которые выделили из федерального бюджета благодаря совместной работе с правительством Приморского края в текущем году. На мой взгляд, серьезная динамика.

— Что-то меняется по технологиям, чтобы эксплуатации были больше? 

— Меняются материалы. Это же такой непрекращающийся процесс изменения тех технологий, которые применяются. О деталях поговорить лучше с сотрудниками, которые с этим работают. Но то, что это меняется каждый раз — непреложный факт. Работу по локализации точечных аварий мы тоже точно продолжим. Например, за отопительный сезон прошлого года у нас было 2000 порывов. В этом году я предполагаю, что максимум, на что мы можем рассчитывать, это не сокращение количества порывов, а хотя бы сдерживание. Потому что значимая работа у нас запланирована на будущий год для того, чтобы можно было изменить эту ситуацию. Ведь мы выбрали территории для работы на будущий год, вот на эти 1,8 млрд рублей, исключительно исходя из тепловой карты, которая формировалась по количеству порывов.

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.